Мы используем сookie
Заходя на наш сайт, вы помогаете нам сделать его лучше: мы анализируем информацию о вашем визите с помощью аналитических инструментов. Это поможет улучшить ваш опыт использования сайта в будущем.
Политика конфиденциальности
Мы используем сookie
Настройки
Файлы cookie, необходимые для корректной работы сайта, всегда включены.
Другие файлы cookie настраиваются.
Основные файлы cookie
Эти cookies необходимы для работы веб-сайта и доступа к его функциям, они не могут быть отключены в системе. Они активируются ответом на ваши действия, которые являются запросом на услуги, такие как установка ваших настроек приватности, вход в аккаунт или заполнение форм. Используются для правильной работы системы и обеспечивают работу сайта, в том числе защиту от DDoS-атак.
Аналитические файлы cookie
Disabled
Эти файлы cookie собирают информацию, чтобы помочь нам понять, как используются наши веб-сайты или насколько эффективны наши маркетинговые кампании, или чтобы помочь нам настроить наш веб-сайт для вас.
новости

Счётная палата РФ представила аудит текущего состояния отрасли питьевого водоснабжения

Среди ключевых выводов Счётной палаты РФ:

·В настоящее время сфера водоснабжения имеет ряд проблем, которые не могут быть решены только лишь за счет финансовой поддержки в рамках федеральных проектов и государственных программ.

·В существующей структуре полномочий развитие систем водоснабжения преимущественно возложено на органы местного самоуправления, в то время как федеральные и региональные органы власти осуществляют полномочия в области тарифного регулирования, создания условий для привлечения инвесторов, планирования деятельности и финансирования отдельных мероприятий. Эти факторы могут повлечь за собой нескоординированные решения в части регулирования сферы водоснабжения, а также рассинхронизации отраслевых и территориальных мер финансовой поддержки отрасли.

·В сфере водоснабжения необходима реализация комплекса мер государственного регулирования, обеспечивающих ее устойчивое воспроизводство, в том числе за счет уменьшения удельного веса убыточных организаций данной сферы, повышения рентабельности предоставляемых услуг.

·По результатам реализации проектов в сфере водоснабжения на основе механизма концессионных соглашений установлено, что реализуемые на территории исследованных муниципальных образований концессионные соглашения существенного влияния на изменения общесистемных показателей в сфере водоснабжения не оказывают, как и иные формы управления в сфере водоснабжения.

·Одно из ключевых предложений – сформировать отдельный федеральный проект, структурированный как меню поддержки и объединяющий различные федеральные инструменты финансового обеспечения сферы питьевого водоснабжения.

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения полностью поддерживает итоги контрольных мероприятий Счетной палаты по отрасли водоснабжения, а также сформированные ею предложения по улучшению ситуации в этой сфере. РАВВ регулярно обращает внимание органов власти и регуляторов на отсутствие экономики в секторе водоснабжения и водоотведения, без которой невозможно добиться высокой эффективности вложения бюджетных и внебюджетных средств. Когда тарифы не покрывают себестоимость предоставляемых водоканалами услуг, выстроить качественную работу отраслевых предприятий и обеспечить население чистой питьевой водой крайне сложно.

В таких условиях государственные деньги, по сути, выполняют функцию поддержки тонущего корабля и держат на плаву большое судно под названием водопроводно-канализационное хозяйство, которое имеет большую пробоину в виде отрицательной рентабельности.

Для наглядности этой во многом устрашающей для отрасли картины можно привести простой пример: сегодня каждый кубометр поданной в сеть питьевой воды приносит водоканалу убыток в 1 рубль 16 копеек, к 2023 году накоплено 14,3 млрд убытка, а средняя рентабельность предприятий за 10 лет составила –5 %. С такой экономикой невозможно выполнить ни одну инвестпрограмму, невозможно брать займы в банке, возвращать инфраструктурные бюджетные кредиты, привлекать бизнес. Предприятия финансово парализованы, и только прямые субсидии – федеральные или региональные – помогают строить новые объекты, менять сети и т. д.

В целом все выводы, результаты и предложения высшего органа государственного аудита должны стать основой для принятия эффективных регуляторных решений в сфере водоснабжения. С учетом очередной пятилетки реализации новых национальных и федеральных проектов, связанных в том числе с модернизацией ЖКХ и обеспечением населения чистой питьевой водой, исследования Счетной палаты могут дать правильный сигнал ответственным федеральным органам исполнительной власти.

Загрузить результаты проверки Счётной палатой РФ сферы водоснабжения >>