В ближайшие пять лет на возведение новых и реконструкцию действующих сооружений планируется направить около 70 млрд. рублей, в том числе почти 24 млрд. рублей – в течение трёх лет.
Ключевыми критериями отбора региональных проектов для финансирования из федерального бюджета по новой программе стали:
·Очистные сооружения должны быть не старше десяти лет или вновь строящимися.
·Очистные сооружения должны относится к объектам Iкатегории негативного воздействия на окружающую среду.
·На очистное сооружение должно быть получено комплексное экологическое разрешение или подана заявка на его получение.
·Очистное сооружение должно относится к централизованным системам водоотведения поселений, муниципальных округов или городских округов.
·На территории субъекта Российской Федерации должны реализовываться аналогичные мероприятия по реконструкции и строительству очистных сооружений, в том числе малых очистных сооружений, за счёт региональных и муниципальных средств, а также внебюджетных источников.
·Не позднее 1 декабря 2030 года Росприроднадзор должен подтвердить, что сооружения достигают качества очистки сточных вод нормативам допустимых сбросов.
По мнению Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, в число проектов, которые смогут претендовать на финансирование государства, войдут только очистные сооружения первой категории негативного воздействия на окружающую среду – в общей сложности их 220 единиц. Поэтому география покрытия нового федерального проекта будет крайне мала – это менее 20% городов страны. При этом за рамками программы оказались очистные сооружения меньшей мощности, которые относятся ко II категории, но в ряде случаев могут наносить большее экологическое воздействие на водные объекты из-за более высокой концентрации (массы) загрязняющих веществ в составе их стока.
В РАВВ отмечают, что в среднем одно очистное сооружение I категории в зависимости от мощности может стоить 5-7 млрд руб., соответственно не сложно подсчитать на какое количество объектов, хватит выделенных правительством 70 млрд. рублей. В рамках предыдущей пятилетки на эти цели было предусмотрено совершенно другие средства – почти 128 млрд рублей по федпроекту «Оздоровление Волги». Тем не менее, по большинству сооружений не были достигнуты требуемые показатели очистки сточных вод по многим причинам, связанным в том числе со сложностями проектирования, санкциями на импортное оборудование, а также из-за проблем с нормированием сбросов, которые по сей день остаются до конца нерешёнными.
В Ассоциации также отметили, что без федеральной поддержки регионам самостоятельно крайне сложно построить коммунальные очистные сооружения. Причина в отрицательной экономике отрасли, водоканалы не рентабельны (особенно в малых городах) - по итогам 2023 года убыток в этом секторе составил минус 14,5 млрд рублей. По информации РАВВ, текущие тарифы на водоснабжение и водоотведение, даже с учетом повышения, не окупают себестоимость услуг, поэтому государственные субсидии остаются одним из главных механизмов финансирования крупных отраслевых проектов.
Ключевыми критериями отбора региональных проектов для финансирования из федерального бюджета по новой программе стали:
·Очистные сооружения должны быть не старше десяти лет или вновь строящимися.
·Очистные сооружения должны относится к объектам Iкатегории негативного воздействия на окружающую среду.
·На очистное сооружение должно быть получено комплексное экологическое разрешение или подана заявка на его получение.
·Очистное сооружение должно относится к централизованным системам водоотведения поселений, муниципальных округов или городских округов.
·На территории субъекта Российской Федерации должны реализовываться аналогичные мероприятия по реконструкции и строительству очистных сооружений, в том числе малых очистных сооружений, за счёт региональных и муниципальных средств, а также внебюджетных источников.
·Не позднее 1 декабря 2030 года Росприроднадзор должен подтвердить, что сооружения достигают качества очистки сточных вод нормативам допустимых сбросов.
По мнению Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, в число проектов, которые смогут претендовать на финансирование государства, войдут только очистные сооружения первой категории негативного воздействия на окружающую среду – в общей сложности их 220 единиц. Поэтому география покрытия нового федерального проекта будет крайне мала – это менее 20% городов страны. При этом за рамками программы оказались очистные сооружения меньшей мощности, которые относятся ко II категории, но в ряде случаев могут наносить большее экологическое воздействие на водные объекты из-за более высокой концентрации (массы) загрязняющих веществ в составе их стока.
В РАВВ отмечают, что в среднем одно очистное сооружение I категории в зависимости от мощности может стоить 5-7 млрд руб., соответственно не сложно подсчитать на какое количество объектов, хватит выделенных правительством 70 млрд. рублей. В рамках предыдущей пятилетки на эти цели было предусмотрено совершенно другие средства – почти 128 млрд рублей по федпроекту «Оздоровление Волги». Тем не менее, по большинству сооружений не были достигнуты требуемые показатели очистки сточных вод по многим причинам, связанным в том числе со сложностями проектирования, санкциями на импортное оборудование, а также из-за проблем с нормированием сбросов, которые по сей день остаются до конца нерешёнными.
В Ассоциации также отметили, что без федеральной поддержки регионам самостоятельно крайне сложно построить коммунальные очистные сооружения. Причина в отрицательной экономике отрасли, водоканалы не рентабельны (особенно в малых городах) - по итогам 2023 года убыток в этом секторе составил минус 14,5 млрд рублей. По информации РАВВ, текущие тарифы на водоснабжение и водоотведение, даже с учетом повышения, не окупают себестоимость услуг, поэтому государственные субсидии остаются одним из главных механизмов финансирования крупных отраслевых проектов.