Мы используем сookie
Заходя на наш сайт, вы помогаете нам сделать его лучше: мы анализируем информацию о вашем визите с помощью аналитических инструментов. Это поможет улучшить ваш опыт использования сайта в будущем.
Политика конфиденциальности
Принимаю
Настройки
Мы используем сookie
Настройки
Файлы cookie, необходимые для корректной работы сайта, всегда включены.
Другие файлы cookie настраиваются.
Основные файлы cookie
Эти cookies необходимы для работы веб-сайта и доступа к его функциям, они не могут быть отключены в системе. Они активируются ответом на ваши действия, которые являются запросом на услуги, такие как установка ваших настроек приватности, вход в аккаунт или заполнение форм. Используются для правильной работы системы и обеспечивают работу сайта, в том числе защиту от DDoS-атак.
Аналитические файлы cookie
Disabled
Эти файлы cookie собирают информацию, чтобы помочь нам понять, как используются наши веб-сайты или насколько эффективны наши маркетинговые кампании, или чтобы помочь нам настроить наш веб-сайт для вас.
новости

Кабмин утвердил правила предоставления субсидий регионам на строительство очистных сооружений в рамках федерального проекта «Вода России»

В ближайшие пять лет на возведение новых и реконструкцию действующих сооружений планируется направить около 70 млрд. рублей, в том числе почти 24 млрд. рублей – в течение трёх лет.

Ключевыми критериями отбора региональных проектов для финансирования из федерального бюджета по новой программе стали:

·Очистные сооружения должны быть не старше десяти лет или вновь строящимися.

·Очистные сооружения должны относится к объектам Iкатегории негативного воздействия на окружающую среду.

·На очистное сооружение должно быть получено комплексное экологическое разрешение или подана заявка на его получение.

·Очистное сооружение должно относится к централизованным системам водоотведения поселений, муниципальных округов или городских округов.

·На территории субъекта Российской Федерации должны реализовываться аналогичные мероприятия по реконструкции и строительству очистных сооружений, в том числе малых очистных сооружений, за счёт региональных и муниципальных средств, а также внебюджетных источников.

·Не позднее 1 декабря 2030 года Росприроднадзор должен подтвердить, что сооружения достигают качества очистки сточных вод нормативам допустимых сбросов.

По мнению Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, в число проектов, которые смогут претендовать на финансирование государства, войдут только очистные сооружения первой категории негативного воздействия на окружающую среду – в общей сложности их 220 единиц. Поэтому география покрытия нового федерального проекта будет крайне мала – это менее 20% городов страны. При этом за рамками программы оказались очистные сооружения меньшей мощности, которые относятся ко II категории, но в ряде случаев могут наносить большее экологическое воздействие на водные объекты из-за более высокой концентрации (массы) загрязняющих веществ в составе их стока.

В РАВВ отмечают, что в среднем одно очистное сооружение I категории в зависимости от мощности может стоить 5-7 млрд руб., соответственно не сложно подсчитать на какое количество объектов, хватит выделенных правительством 70 млрд. рублей. В рамках предыдущей пятилетки на эти цели было предусмотрено совершенно другие средства – почти 128 млрд рублей по федпроекту «Оздоровление Волги». Тем не менее, по большинству сооружений не были достигнуты требуемые показатели очистки сточных вод по многим причинам, связанным в том числе со сложностями проектирования, санкциями на импортное оборудование, а также из-за проблем с нормированием сбросов, которые по сей день остаются до конца нерешёнными.

В Ассоциации также отметили, что без федеральной поддержки регионам самостоятельно крайне сложно построить коммунальные очистные сооружения. Причина в отрицательной экономике отрасли, водоканалы не рентабельны (особенно в малых городах) - по итогам 2023 года убыток в этом секторе составил минус 14,5 млрд рублей. По информации РАВВ, текущие тарифы на водоснабжение и водоотведение, даже с учетом повышения, не окупают себестоимость услуг, поэтому государственные субсидии остаются одним из главных механизмов финансирования крупных отраслевых проектов.